Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

О ходе реформирования электроэнергетики в Российской Федерации

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 8 декабря 2005 года

Реформирование электроэнергетики Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об электроэнергетике" и "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательный актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике", а также в соответствии с Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации. Целями реформирования электроэнергетики являются обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Формирование нормативно-правовой базы функционирования электроэнергетики

В истекшем периоде продолжилась активная работа по формированию нормативно-правовой базы функционирования электроэнергетики.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минпромэнерго России разработало новую редакцию Плана мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005-2006 годы, ктороая была утверждена. В новой редакции Плана мероприятий с учетом опыта осуществления мероприятий по реформированию электроэнергетики уточнен перечень мероприятий, сроки их исполнения (в т.ч. мероприятия Плана распространены на 2006 год) и перечни исполнителей.
Во исполнение нового Плана мероприятий по реформированию электроэнергетики были подготовлены:
- положение о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, разработанное и утвержденное Правительством Российской Федерации, которое определяет порядок получения лицензии субъектами электроэнергетики на право осуществления деятельности по продаже электрической энергии гражданам;
- проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках электроэнергии";
- проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке формирования источника средств на услуги по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и порядке и условиях финансирования объектов по производству электрической энергии (мощности) в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности";
- проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики";
- проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил осуществления антимонопольного контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности)". В ходе обсуждения указанного проекта постановления заинтересованные министерства и ведомства пришли к выводу о том, что в настоящее время Правительство Российской Федерации не наделено полномочиями для принятия указанного постановления с предлагаемым объектом регулирования. В связи с этим было направлено письмо в Правительство Российской Федерации. Заинтересованные министерства и ведомства приступили к разработке соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;
- активно велась работа по подготовке проекта федерального закона "О теплоснабжении". Параллельно членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был разработан проект федерального закона с аналогичным названием и предметом регулирования. В ходе обсуждения разработанных проектов федеральных законов было принято решение о целесообразности совместной проработки проекта федерального закона, разработанного членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В целях формирования Межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) Минпромэнерго России разрабатывает проект распоряжения Правительства Российской Федерации, определяющего порядок передачи в уставные капиталы МРСК акций акционерных обществ энергетики и электрификации, владеющих на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, не относящимися к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также акциями акционерных обществ, основным имуществом которых являются акции акционерных обществ, владеющих указанными выше объектами.
Кроме того, были разработаны и приняты дополнительные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

Реализация мер, направленных на обеспечение надежности, безопасности и эффективности функционирования энергетических объектов ОАО РАО "ЕЭС России"

В целях обеспечения надежности, безопасности и эффективности функционирования энергетических объектов ОАО РАО "ЕЭС России Минпромэнерго России утвердило План мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования Единой национальной энергосистемы России.
24 июня 2005 г. совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" рассмотрел и одобрил "Основные направления программы действий по повышению надежности ЕЭС России".
29 августа 2005 г. Правлением ОАО РАО "ЕЭС России" утверждена "Программа действий по повышению надежности ЕЭС России".
Организовано и осуществляется исполнение намеченных мероприятий по повышению надежности оборудования электрических станций, сетей и энергосистем ЕЭС России.
Осуществлена корректировка ремонтных и краткосрочных инвестиционных программ по городам Москва и Санкт-Петербург. Дополнительно к запланированным мероприятиям по Московскому энергоузлу выделено 1342,3 млн.руб.
Мероприятия по Санкт-Петербургу и ПС "Восточная" в 2005 г. обеспечены дополнительным финансированием на общую сумму 110 млн. руб. Кроме того, согласно программе ОАО "ФСК ЕЭС" предусмотрены 450 млн. руб. на проектирование сетей и 400 млн. руб. в рамках концентрации средств на объектах инвестиционной программы 2005 г.
По результатам аварии в энергосистеме г. Москвы приняты оперативные технические меры, направленные на повышение надежности ЕЭС России:
- проведены внеочередные обследования трасс воздушных ЛЭП, в том числе в энергосистеме г. Москвы и Московской области. По результатам обследования осуществлена корректировка планов на 2005 г.;
- проведено обследование 59 тыс. км. линий электропередачи на предмет соответствия их требованиям Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации и других нормативных документов с разработкой и включением в ремонтные программы 2005-2006 гг. соответствующих мероприятий;
- проведено обследование 2513 подстанций на предмет соответствия их требованиям ПУЭ, ПТЭ и других нормативных документов с разработкой и включением в ремонтные программы 2005-2006 гг. соответствующих мероприятий;
- дополнительно к запланированным работам произведена замена на подстанциях 28 комплектов трансформаторов тока и трансформаторов напряжения, имеющих значительный срок эксплуатации, произведена замена 6917 опорно-стержневых изоляторов на ПС 110-750 кВ, а также 18 воздушных выключателей.

Исполнение поручений Правительства Российской Федерации, данных по итогам заседания 24 декабря 2004 г.

По итогам данного заседания Правительства Российской Федерации были даны поручения профильным министерствам и ведомствам.
Минэкономразвития России совместно с Минпромэнерго России, Минфином России, ФСТ России и ФАС России был подготовлен проект Комплексного плана реформирования электроэнергетики на 2005-2008 годы и представлен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
По поручению Правительства Российской Федерации Минпромэнерго России совместно с Минэкономразвития России, ФСТ России, ФАС России и Росатомом подготовили и представили предложения по совершенствованию модели функционирования федерального оптового рынка электрической энергии (мощности).
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации о разработке соответствующих нормативных актов в целях реализации указанных предложений была подготовлена концепция усовершенствования оптового рынка электроэнергии и перехода к регулируемым договорам к 2006 г.
21 октября 2005 года Межведомственной комиссией по реформированию электроэнергетики был одобрен план мероприятий по усовершенствованию модели оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода с 2006 года. Проект постановления Правительства Российской Федерации "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (в новой редакции) разработан и в данный момент находится на согласовании в профильных министерствах и ведомствах.
ФСТ России подготовило совместно с Минпромэнерго России, ФГУП "Концерн "Росэнергоатом", ОАО "РАО ЕЭС России" предложения по ликвидации накопленного стоимостного небаланса в регулируемом секторе оптового рынка, а также по исключению условий для его образования.
В марте 2005 года проведено совещание с участием Министра экономического развития и торговли Российской Федерации, Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, Министра промышленности и энергетики Российской Федерации, руководителя ФАС России, руководителя ФСТ России и председателя правления ОАО "РАО ЕЭС России", на котором были выработаны согласованные подходы к решению проблемы перекрестного субсидирования в условиях реформирования электроэнергетики и актуализирован план действий по их реализации.
В настоящее время разрабатываются проекты нормативных актов, направленных на решение проблемы перекрестного субсидирования.
Минпромэнерго России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовило Предложения по совершенствованию организационных и финансовых механизмов привлечения инвестиций в электроэнергетику и представило в Правительство Российской Федерации.
Минэкономразвития России совместно с Минпромэнерго России, ФСТ России, ФАС России и Росатомом подготовило предложения по повышению управления государственной собственностью в электроэнергетике, которые были представлены в Правительство Российской Федерации.
Также Минэкономразвития России с участием заинтересованных органов исполнительной власти на основе анализа хода реформирования электроэнергетики Российской Федерации подготовило инициативные предложения по доработке и внесению изменений в ряд нормативных документов Российской Федерации (в т. ч. в Налоговый и Трудовой кодексы, нормативные документы по рынку ценных бумаг и др.) и представило в Правительство Российской Федерации.
В частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации был уточнен и регламентирован порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (глава 21), налога на доходы физических лиц (глава 23) и налога на прибыль (глава 25) после реорганизации юридических лиц. Изменения данных статей исключили необоснованные дополнительные расходы и двойное налогообложение как реорганизуемых, так и вновь созданных компаний.

Мероприятия по минимизации рисков реформирования электроэнергетики

Минпромэнерго России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами была подготовлена и представлена в Правительство количественная оценка рисков проведения мероприятий по реформированию электроэнергетики.
Правительство Российской Федерации в свою очередь поручило министерствам и ведомствам при осуществлении мероприятий в сфере реформирования электроэнергетики обеспечить своевременное принятие исчерпывающих мер по снижению сопутствующих рисков и компенсации возможных негативных последствий на основе их детальной оценки с учетом изложенных замечаний докладывать о реализации указанных мер.
Во исполнение указанного поручения Минпромэнерго России совместно с заинтересованными сторонами осуществлялись мероприятия, позволяющие минимизировать возникающие риски реформирования электроэнергетики.
В целях минимизации риска возникновения негативных социальных последствий, вызванным возможным ростом цен на электроэнергию, и в то же время во избежание появления выпадающих доходов в результате перекрестного субсидирования, а также вследствие разделения АО-энерго по видам деятельности, велась проработка целого ряда вопросов. касающихся:
- легализации перекрестного субсидирования в электроэнергетике и перехода на новую систему субсидирования;
- упорядочения выхода потребителей на оптовый рынок с урегулированием проблемы перекрестного субсидирования в соответствующем регионе;
- установления индивидуальных по регионам тарифов для сбытовых компаний, созданных на базе реорганизованных АО-энерго.
В части перекрестного субсидирования были подготовлены соответствующие предложения и принято постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановления правительства Российской Федерации по вопросам участия в регулируемом секторе оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода". Данным постановлением вносятся изменения в действующие Правила оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода (раздел "Порядок получения статуса субъекта оптового рынка — участника обращения электрической энергии на оптовом рынке"), обеспечивающие выход региональной генерации на оптовый рынок и возможность установления индивидуальных тарифов покупки электроэнергии с оптового рынка для регионов, и соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
По результатам анализа ситуации с потребителями, опосредованно присоединёнными к сетевой организации, в том числе через шины электростанций, отмечена определенная правовая неопределенность в порядке оплаты такими потребителями услуг по передаче электроэнергии. После разделения по видам деятельности такая неоднозначность приведет к возникновению выпадающих доходов у сетевых и (или) энергосбытовых организаций. Поскольку ранее при установлении конечных тарифов такие потребители, подключенные к шинам электростанций, крайне редко выделялись в самостоятельную группу, для которой стоимость услуг по передаче изначально не учитывалась. В данной ситуации сетевая организация продолжает нести расходы, связанные с поддержанием сетевой мощности, достаточной для обеспечения бесперебойного снабжения электроэнергией, в том числе опосредованно присоединенных потребителей. То есть такие потребители должны оплачивать услуги по передаче электрической энергии с учетом степени использования ими мощности сети.
Для устранения указанного пробела в законодательстве подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям". ФСТ России также учитывает эту проблематику при подготовке изменений в Основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию.
Подготовленные предложения по усовершенствованной модели рынка и соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации направлены Минпромэнерго России на рассмотрение. В данном проекте, в том числе определяются основные принципы конкурентного рынка мощности. Указанные предложения позволяют обеспечить постепенный управляемый переход от регулируемого к полностью конкурентному рынку, минимизируя риски, связанные с ростом цен на электроэнергию.
Минпромэнерго России был подготовлен и внесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект постановления "О порядке формирования источника средств на услуги по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и порядке и условиях финансирования объектов по производству электрической энергии (мощности) в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности". Предусмотренный данным документом механизм позволяет привлекать инвестиции в строительство объектов генерации, минимизируя тем самым риски дефицита генерирующих мощностей, могущие возникнуть в ближайшие несколько лет. В настоящее время документ согласован всеми заинтересованными сторонами и находится в Аппарате Правительства Российской Федерации.
В целях повышения надежности ЕЭС осуществляется комплекс мероприятий по закреплению в нормативных документах (специализированном техническом регламенте, стандартах, процедурах декларирования соответствия) структуры и объемов необходимых ресурсов управления надежностью:
- Минпромэнерго России утверждены перечни приоритетных технических регламентов в электроэнергетике, подготовлены проекты первых документов. Данная работа ведется в тесном контакте с ОАО РАО "ЕЭС России" и профильными научно-исследовательскими институтами;
- разработана и одобрена Правительственной комиссией по техническому регулированию методология создания нормативной базы технического регулирования;
- создана Центральная Комиссия по техническому регулированию под руководством заместителя Председателя Правления ОАО РАО "ЕЭС России";
- созданы рабочая группа по организации разработки НТД и Комитет по техническому регулированию при Совете по надежности ОАО РАО "ЕЭС России";
- Приказом ОАО РАО "ЕЭС России" определены структуры, ответственные за разработку нормативно-правовой базы технического регулирования.
Минпромэнерго России совместно с другими министерствами и ведомствами с привлечением ОАО РАО "ЕЭС России", независимых энергокомпаний и других заинтересованных организаций будет продолжена работа с целью выявления возможных рисков и реализация мероприятий, направленных на их минимизацию.

Реформирование оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) и развитие конкурентных отношений в отрасли

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году Минпромэнерго России совместно с ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", ОАО "ФСК ЕЭС" и НП "АТС2 был выполнен ряд мероприятий по реформированию электроэнергетической отрасли и реструктуризации ОАО РАО "ЕЭС России", проведены работы по подготовке комплекса решений по совершенствованию и развитию функционирования оптового и розничного рынка электроэнергии, разработаны проекты соответствующих нормативных документов, предусмотренных в Плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005-2006 годы.
К настоящему моменту завершены следующие этапы преобразования оптового рынка электрической энергии (мощности), предусмотренные указанным решением Правительства:

Запуск конкурентного сектора оптового рынка на территории Сибири

Конкурентный сектор оптового рынка на территории Сибири начал функционировать на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 219.
Введение ценовой зоны в Сибири стало очередным шагом в процессе либерализации оптового рынка, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" и успешно начавшемся в Урало-Европейской части ЕЭС России с выхода постановления Правительства Российской Федерации "О тэавилах оптового рынка электрической энергии (мощности) электрической энергии (мощности) переходного периода.
Модель оптового рынка на территории Сибири учитывает особенности ОЭС Сибири (большая доля гидрогенерации в общем производстве электроэнергии, слабые сетевые связи и др.) и построена таким образом, чтобы обеспечить участие в конкурентном секторе оптового рынка как гидрогенерации сибирского региона с большими мощностями и низкой себестоимостью производства электроэнергии, так и большей части сибирских ТЭС, работающих на оптовом рынке, электроэнергия которых не дешевле электроэнергии, производимой на многих ТЭС европейской части.

Запуск балансирующего рынка электрической энергии

Балансирующий рынок электроэнергии начал функционировать на основании постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации по вопросам сектора отклонений оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода". Указанным постановлением были введены механизмы конкурентного ценообразования в секторе отклонений оптового рынка на территории обеих ценовых зон оптового рынка (Урало-Европейская часть России и Сибирь).
С запуском балансирующего рынка существенно совершенствуются не только механизмы ценообразования в секторе отклонений, но и процесс диспетчеризации в части учета реальных стоимостных характеристик производства и потребления электроэнергии. Изменение загрузки поставщиков в соответствии с новыми правилами производится на основе их ценовых заявок, исходя из критерия минимизации стоимости поставки электроэнергии. Кроме того, происходит постепенная модификация технологии управления режимами, в частности совершенствуется процесс обмена информацией между участником и системным оператором (используются электронные каналы связи), расчет цен и объемов балансирующего рынка производится под прогноз потребления, осуществляемый системным оператором с учетом актуальных системных условий. Все это является положительными факторами для обеспечения надежности энергосистемы.
Модель функционирования балансирующего рынка позволит повысить экономическую эффективность и надежность отрасли, приведет к оптимальной загрузке генерации (эффективной аллокации ресурсов) с учетом актуальных системных условий, а также определит объективные ценовые сигналы для участников по стоимости балансирования системы в режиме, близком к реальному времени.

Реформирование региональных энергокомпаний и создание новых субъектов отрасли

Реформирование АО-энерго в части разделения по видам деятельности

Проекты реформирования большинства АО-энерго основаны на "базовом варианте" разделения по видам деятельности.
"Базовый" вариант предусматривает реорганизацию АО-энерго в форме выделения новых обществ по видам бизнеса — производству, передаче и сбыту электроэнергии с пропорциональным распределением акций среди акционеров реорганизуемых АО-энерго. Возможны также проекты, обеспечивающие разделение АО-энерго по видам деятельности, отличные от "базового", в случае принятия советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" решения относительно проекта реформирования в индивидуальном порядке на основании решения Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики.
Всего намечена реорганизация 72 региональных энергокомпаний. Реорганизация проводится в соответствии с проектами реформирования, утверждаемыми советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России".
В результате реорганизации АО-энерго выделяются следующие основные компании (в случае наличия соответствующих активов): РГК -региональные генерирующие компании, МСК — магистральные сетевые компании, которым по разделительному балансу перейдут объекты единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее ЕНЭС), ЭСК -энергосбытовые компании. После реорганизации, большинство АО-энерго будут представлять собой РСК — распределительные сетевые компании, на балансе которых будут сохранены активы электросетевых объектов, не относящихся к ЕНЭС.
По состоянию на 31 октября 2005 г. совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" одобрил проекты реформирования 66 АО-энерго (из которых 51 проект реализуется по "базовому" и 15 по "небазовому" варианту). В 49 АО-энерго прошли общие собрания акционеров по реорганизации.
Процедуру государственной регистрации прошли 219 новых обществ, созданных в процессе реорганизации 52 дочерних зависимых обществ ОАО РАО "ЕЭС России" (ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России").
Представляется целесообразным, чтобы акции новых компаний в короткое время были размещены в том сегменте организованного рынка, где находились акции АО-энерго до реорганизации. Поэтому с июня 2005 г. ОАО РАО "ЕЭС России" проводится активная работа по выводу акций создаваемых в ходе реорганизации АО-энерго компаний на организованный рынок ценных бумаг. В настоящее время в торги на биржах ОАО "ФБ РТС" и ЗАО "ММВБ" включены акции 51 вновь созданной компании и до конца года на организованный рынок планируется вывести акции еще целого ряда выделенных обществ.

Консолидация объектов Единой национальной электрической сети (ЕНЭС)

В рамках процесса консолидации магистральных сетевых активов 23 декабря 2003 года Правительством Российской Федерации было принято решение о создании семи Межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК).
В соответствии с этим в феврале 2004 года Российский фонд федерального имущества совместно с ОАО "ФСК ЕЭС" учредил семь Межрегиональных магистральных сетевых компаний. Доля Российского фонда федерального имущества в данных компаниях составила 85%, доля ОАО "ФСК ЕЭС" — 15%.
В целях оптимизации схемы реформирования электросетевого комплекса относящегося к единой национальной (общероссийской) электрической сети советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" был одобрен следующий вариант консолидации магистральных сетевых активов АО-энерго:
- заключение в2005году, до выделения из АО-энерго магистральных сетевых компаний (МСК), договора использования объектов ЕНЭС с ММСК "Центр";
- выделение при реорганизации АО-энерго МСК, которой по разделительному балансу передаются объекты ЕНЭС, находящиеся в собственности данного АО-энерго;
- внесение акций МСК, полученных ОАО РАО "ЕЭС России" по разделительному балансу в результате реорганизации АО-энерго (в размере 100% минус 1 акция для 100% дочерних и зависимых обществ ОАО РАО "ЕЭС России"), в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС".
передача, начиная с 2006 года объектов ЕНЭС, принадлежащих МСК, в использование ОАО "ФСК ЕЭС" с установлением тарифа на передачу для ОАО "ФСК ЕЭС".
присоединение МСК к одной из ММСК, с одновременным присоединением к ней остальных ММСК, если акционерами МСК будет принято такое решение (большинством в три четверти голосов на общем собрании акционеров).
В соответствии с данной схемой в настоящее время с большинством энергосистем заключен и вступил в действие пакет договоров, связанных с передачей объектов ЕНЭС в использование ММСК "Центр".
Также в настоящее время продолжается процесс выделения МСК из АО-энерго. По состоянию на 31 октября 2005 г. в результате реформирования АО-энерго создано 42 магистральные сетевые компании.
В течение 2006 года акции МСК будут передаваться в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС" (по мере государственной регистрации соответствующих МСК, после проведения оценки рыночной стоимости их акций, а также принятия органами управления ОАО РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК ЕЭС" решений, связанных с приобретением ОАО "ФСК ЕЭС" указанных акций).
Одновременно, до конца 2006 года, планируется завершить мероприятия по присоединению МСК, зарегистрированных в 2005 году, к ММСК "Центр". Для присоединения МСК, зарегистрированных позднее 1 декабря 2005, предполагается проведение повторной реорганизации ММСК "Центр" в 2007 году.

Создание межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)

Принципы межрегиональной интеграции были предусмотрены основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" был одобрен базовый вариант реформирования распределительного сетевого комплекса — межрегиональное укрупнение сетевых компаний: создание межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) в границах объединенных энергосистем.
1 октября 2004 г. советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" было одобрено участие ОАО РАО "ЕЭС России" в 4 МРСК: МРСК Центра и Северного Кавказа, МРСК Северо-Запада, МРСК Урала и Волги, МРСК Сибири.
В настоящее время завершена государственная регистрация всех 4 МРСК: ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа" 17 декабря 2004 г., ОАО "МРСК Северо-Запада" 23 декабря 2004 г., ОАО "МРСК Урала и Волги" 28 февраля 2005 г., ОАО "МРСК Сибири" 4 июля 2005 г.
В рамках процесса консолидации распределительных сетевых активов приказом ОАО РАО "ЕЭС России" были утверждены сроки передачи акций распределительных сетевых компаний (РСК) в оплату дополнительных акций МРСК, выпуск которых планируется осуществить в марте 2006 года. Для РСК, не успевших завершить подготовительные процедуры к данному сроку, будет осуществлена очередная дополнительная эмиссия акций МРСК, сроки которой будут определяться исходя из сроков реформирования АО-энерго.
В настоящее время проводятся мероприятия по оценке акций РСК для последующей процедуры обмена на акции МРСК. Очередное размещение дополнительных акций МРСК планируется осуществить с марта по май 2006 г.
Поскольку в соответствии с большинством проектов реформирования АО-энерго распределительными сетевыми компаниями становятся бывшие акционерные общества энергетики и электрификации, для передачи принадлежащих ОАО РАО "ЕЭС России" акций этих обществ в уставные капиталы МРСК, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. № 1334, требуется решение Правительства Российской Федерации. В настоящее время проект соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации находится в стадии согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
В целях построения централизованного управления распределительным сетевым комплексом, обеспечения его надежности, эффективного функционирования и развития совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" в апреле 2004 г. признал целесообразным в период реформирования передачу акций МРСК в доверительное управление ОАО "ФСК ЕЭС".
Данное решение о передаче акций МРСК в доверительное управление ОАО "ФСК ЕЭС" на срок от 3 до 5 лет в октябре 2005 г. было поддержано Межведомственной комиссией по реформированию электроэнергетики.

Консолидация объектов оперативно-диспетчерского управления

На базе Центрального диспетчерского управления Единой энергетической системы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" в 2002 г. было создано ОАО "СО — ЦДУ ЕЭС", в качестве 100% дочернего общества ОАО РАО "ЕЭС России".
В целях увеличения надежности поставок электроэнергии потребителям в ходе реформирования электроэнергетической отрасли, в два этапа осуществляется консолидация оперативно-диспетчерского управления:
- на первом этапе ОАО "СО — ЦДУ ЕЭС" были созданы филиалы, в которые АО-энерго передали функции оперативно-диспетчерского управления, а также, на правах аренды, находящееся в собственности АО-энерго имущество региональных диспетчерских управлений (далее РДУ);
- на втором этапе осуществляется выкуп ОАО "СО — ЦДУ ЕЭС" активов РДУ за счет денежных средств, поступающих в оплату услуг Системного оператора.
К настоящему времени ОАО "СО — ЦДУ ЕЭС" созданы РДУ -филиалы ОАО "СО — ЦДУ ЕЭС", которым в основном завершена передача функций оперативно-диспетчерского управления от акционерных обществ энергетики и электрификации. Имущество РДУ, принадлежащее АО-энерго (за исключением независимых и изолированных АО-энерго), передано в аренду ОАО "СО — ЦДУ ЕЭС".
В конце 2005-2006 гг. продолжится реализация второго этапа формирования ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", а именно выкуп ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" имущества РДУ, арендуемого у энергокомпаний, за счет денежных средств поступающих в оплату услуг Системного оператора.
В целях сохранения в едином технологическом управлении объектов электросетевого хозяйства, выполняющих системообразующую функцию, при участии ОАО РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК ЕЭС" был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881".
Зарегистрированы все АО-станции, подлежащие включению в ОГК.
В настоящее время в ОГК-2, ОГК-3, ОГК-4 и ОГК-6 запущена переходная модель функционирования ОГК: на внеочередных общих собраниях акционеров соответствующих АО-станций принято решение о передаче функций единоличного исполнительного органа управляющей организации ОГК.
Второй этап формирования (включение АО-станций, выделенных из АО-энерго, и переход на единую акцию путем обмена акций АО-станций, принадлежащих миноритарным акционерам, на дополнительные акции ОГК) завершен в ОГК-5, и осуществляется в ОГК-3. Завершение размещения дополнительных акций ОГК-3 предполагается в декабре 2005 г.
В ОГК-1, ОГК-2, ОГК-4, ОГК-6 реализуются мероприятия по оценке акций АО-станций, подлежащих включению в ОГК, для целей осуществления второго этапа формирования ОГК. После принятия решения относительно оценки Комитетом по оценке при совете директоров ОАО РАО "ЕЭС России" соответствующие материалы будут представляться на рассмотрение совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России".
Решения о реорганизации АО-станций, подлежащих включению в ОГК-3, ОГК-5, предполагается принять на общих собраниях АО-станций в ноябре-декабре 2005 г.
Завершение реорганизации ОГК-3 и ОГК-5 предполагается в 1 кв. 2006 г. (внесение записи в реестр юридических лиц); ОГК-1, ОГК-2, ОГК-4, ОГК-6 — во 3-4 кв. 2006 г.
Решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" от 30 сентября 2005 г. была одобрена целевая модель функционирования ОАО "ГидроОГК". После завершения формирования ОАО "ГидроОГК" будет представлять собой операционную компанию, управляющую входящими в ее состав филиалами — гидроэлектростанциями, и осуществляющую корпоративное управление в отношении своих дочерних обществ, образованных в целях организации новых видов деятельности (бизнесов) и реализации инвестиционных проектов. Доля участия Российской Федерации в уставном капитале операционной компании ОАО "ГидроОГК" должна быть обеспечена на уровне не менее 50% + 1 акция.
Реализация целевой модели функционирования ОАО "ГидроОГК" осуществляется в два этапа:
- На первом этапе осуществляется реорганизация дочерних обществ ОАО "ГидроОГК", в которых доля участия ОАО "ГидроОГК" составляет 100% минус 1 акция, в форме их присоединения (слияния) к ОАО "ГидроОГК", либо внесение в Российской Федерации "О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" (ЕНЭС) в части отнесения к объектам ЕНЭС линий электропередачи напряжением 110 кВ:
- осуществляющих резервирование сетей более высокого класса напряжения;
- вывод из работы которых приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения.
В настоящее время проект указанного постановления Правительства Российской Федерации находится на согласовании в профильных министерствах и ведомствах.

Создание генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии (ОГК)

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации было определено создание семи генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии, 6 — на базе теплогенерирующих активов и 1 на базе гидрогенерирующих активов ОАО РАО "ЕЭС России".
В соответствии с Концепцией стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 годы, решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" формирование ОГК осуществляется в два этапа:
- на первом этапе учреждение ОГК в качестве 100% дочерних обществ ОАО РАО "ЕЭС России" с внесением в оплату уставного капитала принадлежащих ОАО РАО "ЕЭС России" имущества электростанций и акций АО-станций;
- на втором этапе внесение в оплату дополнительных акций ОГК, принадлежащих ОАО РАО "ЕЭС России" пакетов акций АО-станций, выделенных из АО-энерго.
В тепловых ОГК осуществляется переход на единую акцию путем обмена акций ОГК на акции соответствующих АО-станций на основе единой методологии оценки.
27 мая 2005 г. решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" была одобрена целевая модель функционирования тепловых генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии -единая операционная компания, создаваемая посредством реорганизации тепловых ОГК в форме присоединения к ним АО-станций, подлежащих включению в соответствующие тепловые ОГК.
По состоянию на 31 октября 2005 г. советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" одобрено участие и ОАО РАО "ЕЭС России" осуществлена государственная регистрация всех семи ОГК: ОАО "ОГК-5" (27 октября 2004 г. в г. Екатеринбург), ОАО "ОГК-3" (23 ноября 2004 г. в г. Улан-Удэ), ОАО "ГидроОГК" (26 декабря 2004 г. в г. Красноярск), ОАО уставный капитал ОАО "ГидроОГК" имущества ГЭС, принадлежащих дочерним обществам ОАО "ГидроОГК", в которых доля участия ОАО "ГидроОГК" составляет 100% минус 1 акция.
- На втором этапе осуществляется реорганизация АО-ГЭС (дочерних обществ ОАО "ГидроОГК") в форме присоединения (слияния) к ОАО "ГидроОГК", при условии сохранения доли участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО "ГидроОГК" (после реформирования ОАО РАО "ЕЭС России") на уровне не менее 50% + 1 акция.
Также в настоящее время осуществляется проработка ряда мероприятий в целях сохранения доли участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО "ГидроОГК" (после реформирования ОАО РАО "ЕЭС России") на установленном законодательством Российской Федерации уровне.
В сентябре 2005 акции ОАО "ОГК-5" были включены в торги на ЗАО "ФБ ММВБ", ОАО "ФБ РТС" и НП "ФБ РТС". В рамках повышения капитализации компании в сентябре ОАО "ОГК-5" совместно с Deutsche Bank было начато размещение неспонсируемых GDR (глобальные депозитарные расписки) на европейских биржах "The London Stock Exchange" (Лондон) и "Deutsche Boerse" (Франкфурт).

Создание территориальных генерирующих компаний (ТГК)

Принципы интеграции региональных генерирующих компаний были предусмотрены основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".
Конфигурация, предусматривающая создание 14 ТГК, была рассмотрена и одобрена Комиссией Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики.
Решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" утверждена конфигурация ТГК на базе генерирующих активов АО-энерго (за исключением станций вошедших в ОГК и изолированных АО-энерго).
Большинство схем создания ТГК, одобренных в настоящее время, предусматривают создание ТГК путем учреждения дочернего общества ОАО РАО "ЕЭС России" с обеспечением возможности участия миноритарных акционеров соответствующих АО-энерго, либо путем соучреждения ТГК несколькими АО-энерго.
По состоянию на 31 октября советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" утверждены проекты создания и осуществлена государственная регистрация 13 из 14 ТГК.
Для 5 ТГК (ТГК-1, 5, 8, 9 и 14) одобрена советом директоров, поддержана стратегическими акционерами и реализована схема аренды генерирующего имущества региональных генерирующих компаний. На сегодняшний день все названные компании ведут операционную деятельность по производству электрической и тепловой энергии.
В ТГК-4, ТГК-6 и ТГК-11 запущена переходная модель функционирования ТГК: на внеочередных общих собраниях акционеров региональных генерирующих компаний, входящих в состав данных ТГК, принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации ТГК. В 4 квартале 2005г. будет запущена переходная модель функционирования в ТГК-10 и ТГК-13.
На следующем этапе формирования ТГК осуществляется присоединение соответствующих региональных генерирующих компаний к ТГК с учетом позиции миноритарных акционеров.
В 10 из 14 ТГК осуществляются мероприятия по присоединению РГК к ТГК (без учета ТГК-3, сформированного на базе ОАО "Мосэнерго").
Формирование 6 ТГК (ТГК — 2, 4, 5, 6, 8 и 9) должно быть завершено до 1 июля 2006 г. К концу 2006 г. планируется завершить формирование остальных ТГК.

Сбытовые компании

Советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" от 24 июня 2005 г. было принято временное решение о передаче акций сбытовых компаний в доверительное управление ТГК сроком на 1 год.
Системное решение по стратегии организации сбытовой деятельности холдинга ОАО РАО "ЕЭС России" планируется принять в апреле 2006 г. по итогам прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок 2005/2006 года.
В то же время предполагается реализация до 10 "пилотных" проектов, предполагающих иные способы распоряжения акциями энергосбытовых компаний в целях отработки вариантов взаимодействия компаний холдинга ОАО РАО "ЕЭС России" с различными контрагентами.
1 июля 2005 года советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" были одобрены основные условия договора доверительного управления ТГК акциями энергосбытовых компаний.
30 сентября 2005 г. советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" был утвержден перечень "пилотных" энергосбытовых компаний и основные условия реализации данных проектов.

Управляющие компании

Советом директоров РАО "ЕЭС России" было принято решение о ликвидации управляющих компаний, созданных в целях обеспечения единства управления процессом функционирования АО-энерго в период реформирования.
В случае непринятия общими собраниями акционеров управляющих компаний решений о ликвидации, ОАО РАО "ЕЭС России" планирует осуществить выход из участия в данных компаниях путем продажи принадлежащих ОАО РАО "ЕЭС России" акций лицам, не аффилированным с ОАО РАО "ЕЭС России" (группой ОАО РАО "ЕЭС России").
Процесс ликвидации управляющих компаний планируется завершить в 2006 году.

Реформирование ОАО РАО "ЕЭС России"

Согласно Концепции стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 годы, Комплексному плану реформирования электроэнергетики на 2005-2008 годы в результате реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" планируется обособление следующих компаний целевой структуры отрасли:
- Компания, владеющая акциями ОАО "ФСК ЕЭС";
- Компания, владеющая акциями ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС";
- Компания, владеющая акциями ОАО "ГидроОГК";
- Компании, владеющие акциями ОГК и ТГК, оставшимися у ОАО РАО "ЕЭС России" к моменту реорганизации (каждая компания выделяется отдельно);
- Компания, владеющая акциями МРСК;
- Компания, владеющая акциями изолированных энергосистем;
- Компания, владеющая акциями холдинговой компании ДальнегоВостока (акциями Дальневосточной энергетической компании).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об акционерных обществах при реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" будет необходимо выделить "промежуточные" компании, владеющие акциями компаний целевой структуры отрасли. Впоследствии (ориентировочно не ранее 2008 г.) выделенные из ОАО РАО "ЕЭС России" компании, владеющие акциями, будут либо ликвидированы, либо присоединены к самим компаниям целевой структуры отрасли.
В настоящее время профильными министерствами и ведомствами Российской Федерации прорабатывается возможность изменения норм действующего законодательства, позволяющая при сохранении концептуального принципа пропорционального распределения акций созданных компаний среди акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" (в том числе государства), реализовать схему реорганизации акционерных обществ, не приводящую к созданию "промежуточных" компаний-владельцев акций целевых компаний.
В случае принятия соответствующих изменений в Федеральном законе "Об акционерных обществах" механизм реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" будет доработан. В предстоящем периоде планируется получить необходимые решения уполномоченных министерств по вопросам схемы и способов реформирования ОАО РАО "ЕЭС России".
Решение о рекомендациях Общему собранию акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" по порядку и условиям реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" предполагается принять на заседании совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" в 4 квартале 2006 года после завершения всех основных мероприятий в области реформирования ДЗО и создания новых компаний.

Планы по дальнейшему развитию реформирования электроэнергетики

Преобразование регулируемого сектора оптового рынка в систему регулируемых договоров

Минпромэнерго России совместно с ОАО РАО "ЕЭС России" были разработаны и направлены в профильные министерства и ведомства предложения по концепции модификации оптового рынка, основанной на преобразовании регулируемого сектора оптового рынка в систему регулируемых договоров, ликвидирующую образование стоимостного (тарифного) небаланса в регулируемом секторе оптового рынка, а также предложения по изменениям соответствующих нормативных документов, необходимые для реализации указанной концепции.
На заседании Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики 21 октября 2005 года указанная концепция была в целом одобрена. Решением Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики начат процесс согласования в профильных министерствах и ведомствах проекта необходимых для реализации концепции изменений постановления Правительства Российской Федерации "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода".

Вывод региональной генерации на оптовый рынок

С 1 января 2006 года генерирующим компаниям, образованным в процессе реформирования АО-энерго, планируется присвоить статус самостоятельных участников оптового рынка. К настоящему моменту завершена совместная работа ФСТ России и ОАО РАО "ЕЭС России" по подготовке проектов необходимых изменений нормативных документов, а также обеспечены и проведены организационные и иные мероприятия для принятия соответствующих тарифно-балансовых решений.
Для нереструктурированных АО-энерго на территории ценовых зон оптового рынка также будут приняты отдельные тарифно-балансовые решения в отношении потребления и в отношении производства электрической энергии (мощности) электростанциями, входящими в АО-энерго. Для независимых АО-энерго указанные мероприятия реализуются по их желанию.
Вывод региональной генерации на оптовый рынок, во-первых, позволит оптимизировать процесс планирования и управления режимами, во-вторых, окажет влияние на эффективность участия региональных станций в рынке (в результате передачи управления генерацией от энергосбытовых компаний — правопреемников АО-энерго в ТГК/ОГК).

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА