Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"Так всегда бывает на острых поворотах истории"

Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов о деле ЮКОСа и налоговой оптимизации.

Ведомости
 

Назначение Антона Иванова главой Высшего арбитражного суда (ВАС) многие восприняли как образцовый пример нашествия "питерской команды", которая вытеснила "москвичей" с ключевых государственных должностей после прихода к власти Владимира Путина. Именно дружбой с чиновниками президентской администрации злые языки полтора года назад объясняли его карьерный взлет — ведь Иванов ни дня не проработал в судебной системе. Но за время своего руководства он сумел сделать решения ВАС истиной в последней инстанции в полном смысле слова. После дела ЮКОСа бизнес растерялся: формальное соблюдение закона больше не гарантирует защиту от налоговых претензий, а власти за два года так и не сумели объяснить, какие законные схемы они считают недопустимыми. Позиция ВАС для бизнеса остается единственным доступным ориентиром, и сейчас ВАС готовит информационное письмо, в котором впервые в российской практике будут описаны признаки "недобросовестности налогоплательщика". Чиновники и депутаты признают, что ВАС сделал за них их работу. О том, как это удалось, Антон Иванов рассказал в интервью "Ведомостям".

"В законе мы никогда не найдем таких емких критериев"

- Повлияло ли дело ЮКОСа на репутацию российского правосудия? Приходилось ли вам во время недавнего визита в США объяснять предсказуемость решений наших судов по этому делу?

- Я был удивлен, но ни одного вопроса по делу ЮКОСа мне не задали. Но если посмотреть на историю налогового планирования в странах Европы, то в каждой из них вы найдете дело, похожее на дело ЮКОСа. С кого-то первого всегда начинали. Когда 15 лет назад похожее дело произошло в Великобритании, пресса кричала: все, офшорному бизнесу пришел конец. И что в итоге? За эти годы новый подход привился в судах и отразился в практике налогового планирования: определился круг действий, которые все считают нежелательными и которые никто из опытных консультантов клиентам никогда не предлагает. Мы же накануне дела ЮКОСа находились в ситуации, когда любая формально законная схема, даже полностью противоречащая экономическому существу операций, тем не менее получала защиту. Правильно ли это было? Думаю, что неправильно.

- И разгром крупнейшей в стране нефтяной компании должен был изменить эту ситуацию?

- Если брать налоговую часть дела ЮКОСа, она вполне укладывается в рамки европейского права. Тот, кто думает, что судья Гречишкин не имел правовых оснований для своего решения, ошибается. А это дело неизбежно вызвало бы общественный резонанс — независимо от того, кто был бы его фигурантом. Потому что оно отражает изменение "социального контракта" между государством и бизнесом.
Не секрет, что в ельцинские времена власти закрывали глаза на то, что бизнес использует различные схемы и не платит налоги. Потому что налоги составляли 95 коп. с 1 руб. Потом "социальный контракт" изменился: было принято решение снижать налоги, но одновременно ужесточать правила их администрирования и взыскания. Все страны прошли через такой период. И он везде был очень непростым, потому что обществом это воспринималось как конец свободы предпринимательства. В рамках этого пути без жесткого с точки зрения общественного мнения дела все равно не обошлось бы. Так всегда бывает на острых поворотах в истории, когда государство отказывается от каких-то основополагающих принципов своих взаимоотношений с обществом и переходит к другим.

- Сотрудники налоговых органов, которые представляли в деле ЮКОСа Федеральную налоговую службу, были назначены арбитражными судьями. Как вы относитесь к практике такого "награждения"?

- Честно говоря, я не уверен, что назначение судьей можно воспринимать как награду. А если абстрагироваться от конкретного дела и говорить о переходе сотрудников налоговых органов в судьи в принципе, то, по-моему, это вопрос личного выбора конкретного человека. Сам факт работы в налоговом органе не должен препятствовать назначению судьей. Но если в этом суде рассматриваются споры с налоговым органом, сотрудником которого он недавно был, это основание для самоотвода судьи. Я на его месте попросил бы перевести меня в другой состав, чтобы рассматривать не налоговые споры, а другие категории дел.

- Дело ЮКОСа показало, что формальное соблюдение закона — больше не гарантия от налоговых претензий. А как определить границу между допустимой и недопустимой — хотя и законной — налоговой оптимизацией?

- Только судебной практикой по конкретным делам. В законе мы никогда не найдем таких емких критериев, которые бы смогли отразить все жизненные ситуации.

- Может быть, составить список "нежелательных" схем?

- Идея неплохая, но такой список невозможно составить. Все равно будут какие-то пограничные дела. Единственный способ определить "нежелательные" схемы — принимать во внимание экономическую сущность сделки, а не ее правовое оформление.

- Готовы ли российские суды на практике применять доктрину деловой цели? Не будут ли их решения слишком субъективными? Компании жалуются, что суды нередко называют компании недобросовестными без всяких оснований.

- У нас довольно много дел подобного рода. И наши суды находят пути выявления настоящей недобросовестности. Например, недавно один из судов счел налогоплательщика недобросовестным на том основании, что компания получает прибыль только при условии возмещения НДС. А наш президиум (ВАС) решил, что сам по себе этот факт еще не свидетельствует о недобросовестности. И налоговый орган должен доказать именно недобросовестность, а не какие-то формальные факты. Такая правовая позиция показывает зрелость судов и способность вырабатывать объективные критерии. Этот пример доказывает: судебная практика при толковании оценочных понятий сумеет выработать обоснованные и справедливые критерии.

- Но в процессе вырабатывания этих критериев многие налогоплательщики могут пострадать.

- Какие-то пострадавшие, несомненно, будут, но критерии будут выработаны довольно быстро. Мы сейчас готовим информационное письмо на эту тему, которое сыграет огромную роль. Наш подход таков: критерии должны побуждать налоговые органы действительно доказывать недобросовестность налогоплательщика, а не ограничиваться формальной констатацией какого-то факта.

- Вы считаете, что термин "недобросовестность" должен жить?

- Я неоднократно говорил, что он не самый удачный. Мне больше нравится термин "злоупотребление правом". "Недобросовестность" — очень субъективное понятие. А мы должны оценивать действия на основании правовой квалификации.

- Тем не менее вы готовите информационное письмо о критериях недобросовестности.

- А куда деться? Этим понятием мы пока вынуждены оперировать, поскольку оно находится в определении Конституционного суда и широко применяется на практике. Лучше, если все будут понимать, что считается недобросовестностью.

"На психологию чиновников повлиял дефицит бюджета прошлых лет"

- В нашей стране исполняется лишь 52% судебных решений, а значит, судебная система работает почти вхолостую. В чем причина?

- Я много думал об этой проблеме. Во-первых, возможно, что здесь отчасти виноваты особенности российского менталитета. Присущее россиянам нежелание платить по долгам даже в поговорках отражается: "Берешь на время и чужие, а отдаешь навсегда и свои". Такое отношение к исполнению своих обязательств, боюсь, свойственно многим нашим гражданам. Я надеюсь, что, по мере того как при заключении сделок будет учитываться деловая репутация, будут развиваться кредитные истории, отношение к исполнению обязательств начнет меняться.

- Но ведь часто судебные решения не исполняют бюджетные организации и государственные органы.

- Здесь проблема в другом. У нас решения о взысканиях с госорганов исполняет Минфин. Получается, что он сам против себя исполняет судебные акты. Конечно, ему не очень хочется это делать. У нас в Европейском суде огромное количество дел проиграно по неисполнению судебных решений к казне. Причем не исполняются требования под флагом защиты казенных интересов.

- Это тоже следствие российского менталитета?

- Нет, на психологию чиновников очень сильно повлиял дефицит бюджета прошлых лет. Тогда денег не хватало даже на самое необходимое — зарплаты, пенсии, детские пособия, поэтому приходилось сокращать многие статьи расходов. Но ситуация давно изменилась. Сейчас надо правильно отрегулировать эти отношения, например поручить исполнение судебных решений какому-то другому органу, а не Минфину.

- ВАС действительно готов взыскивать с бюджетных учреждений неустойку и проценты за просрочку по коммунальным платежам, невзирая на недостаток бюджетного финансирования?

- Мою позицию по этому вопросу неправильно интерпретировали. На самом деле я считаю, что нельзя освобождать бюджетное учреждение от ответственности, просто сославшись на то, что не выделили денег из бюджета. Надо оценивать всю совокупность обстоятельств. Вот реальная ситуация: учреждение занимается разрешенной предпринимательской деятельностью, у него есть деньги, заработанные на этом. А в суде учреждение заявляет, что ему "из бюджета на коммунальные платежи не выделили". Правильно ли освобождать его от ответственности по обязательствам перед частным лицом? Мне кажется, нет.

- Компании жалуются, что арбитражные суды зачастую настроены на то, чтобы защищать интересы бюджета, подыгрывая налоговым органам.

- Я не буду исключать того, что у некоторых судей такие ощущения есть. Но нельзя говорить, что это общий принцип, которого придерживаются все судьи. Показателем служит то, что у нас 70% дел по заявлению налогоплательщиков разрешаются в пользу налогоплательщиков. Напротив, мы считаем, что налоговый орган не должен списывать на суд дефекты своей работы. Неправильно думать, что, если налоговый орган недоработал, судья должен ему помогать.

- Федеральный арбитражный суд Московского округа утвердил очень спорные рекомендации о решении дел по возмещению НДС. Предприниматели говорят, что там собраны все способы отказов в возмещении. Как вы относитесь к этой инициативе московских судей?

- Формально никто не может запретить им выпускать такие рекомендации, поскольку они не носят обязательного характера даже для судей. Ну сформулировали они какие-то свои тезисы — они же могут и письмами обмениваться, и по телефону говорить. От того что эти рекомендации изложены письменно, дополнительного правового значения им не добавляется. Наш президиум сейчас готовит собственное информационное письмо по этой проблеме.

- Что в нем будет?

- Какую позицию займет наш президиум, я заранее предсказать не могу.

- А по вашему личному мнению, налогоплательщик обязан нести ответственность за налоговые грехи своих контрагентов? Должно ли решение о возмещении НДС зависеть от того, что кто-то из участников цепочки не заплатил налог в бюджет?

- Только если налогоплательщик знал или должен был знать о том, что кто-то из участников цепочки не платил налог. Причем налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик знал об этом.

- Вы согласны с тем, что размер налоговых штрафов в нашей стране завышен?

- Конечно. У нас штрафы доходят до 40% от суммы налога. С учетом пеней это очень много. Нужно подумать о снижении размера штрафа, приблизив его к реальным экономическим потерям государства.

- Вы решили сделать прозрачной оплату труда адвокатов, чтобы вычислять реальные суммы судебных издержек. Но адвокаты боятся, что это первый шаг на пути к госрегулированию их тарифов. Они правы?

- Когда возникает необходимость взыскивать с проигравшей стороны судебные издержки, судьи часто затрудняются в оценке их обоснованности. Чаще всего они склоняются к их занижению, что, несомненно, ущемляет права лиц, участвующих в деле. Но подход судей объясним — ведь у них нет никакого обоснованного механизма исчисления издержек. Многие говорили о том, что мы хотим вывести некую унифицированную ставку. Но надо понимать, что единый для всех размер невозможен: ставки зависят и от сложности дел, и от квалификации адвокатов. И никто не будет отступать от этих принципов. Но мы хотим, чтобы судья мог обратиться к реестру и узнать, какова почасовая ставка у конкретного адвоката по конкретному виду дела. После подсчета потраченных им часов получилась бы объективная оценка издержек. Сам адвокат не обязан оказывать услуги по этим ставкам. Он может брать и больше.

- А меньше может?

- Нет. Он должен заявить минимальную ставку, по которой он согласен оказывать услуги.

- Будут ли эти ставки проверяться на соответствие реальным? Ничего ведь не мешает устроить сговор с клиентом — взять с него $50, а с проигравшей стороны взыскать $300.

- Расходы могут быть взысканы, только если они реально уплачены. Клиент должен заплатить адвокату этот гонорар, а документы об оплате представить в суд. И тогда адвокату придется задекларировать полученный гонорар в налоговой инспекции. Так что обманывать нет смысла.

- Адвокаты говорят, что большинство договоров предполагает не почасовые ставки, а так называемый "гонорар успеха" — проценты от выигрыша. Как быть в этом случае?

- Клиент может договариваться с адвокатом о каком угодно гонораре, в том числе о "гонораре успеха". Но такой гонорар не должен взыскиваться с проигравшей стороны.

"Никто не предлагает взять все и сломать"

- Почему у нас практически не заключаются мировые соглашения, т. е. не работает институт досудебного урегулирования споров?

- Многие российские компании идут на суд бескомпромиссно, настроены на все или ничего. Так происходит, потому что им нечего терять. Ведь когда спорят между собой две компании, у которых большие активы, репутация, крупные контракты, для каждой из них сам факт ведения процесса репутационно отрицательный. Поэтому они настроены на компромисс. Но в большинстве процессов какая-то однодневка судится с той, которая получила объект недвижимости или другой актив. Какой между ними компромисс?
Кроме того, часто операционная деятельность компании и ее активы раскладываются по разным фирмам. Поэтому, если у компании только деятельность, ее не жалко, и ее просто бросают. А если у компании активы, то судебные дела доводят до конца. Поэтому так мало мировых соглашений между компаниями — для этого нет экономической основы. Вторая причина — в низкой стоимости процесса. Стороны просто перекладывают дела по инстанциям за низкую пошлину и при мизерных судебных расходах.

- А почему мировые соглашения не заключаются с госорганами, особенно в налоговых спорах?

- Этому препятствуют внутренние приказы ведомств, обязывающие их обжаловать все дела до последней инстанции, несмотря на очевидную бесперспективность иска. Иногда случается, что даже наш президиум уже определился по какой-то категории дел, а они все равно жалуются во все инстанции. Если госорганы будут на общих основаниях платить госпошлину, это восстановит принцип равноправия спорящих сторон. То же относится и к судебным издержкам.

- ВАС заинтересован в том, чтобы досудебное урегулирование развивалось?

- Конечно. Но механически переносить на нашу страну западный опыт досудебного урегулирования споров нельзя. Особенно в той его части, когда судья сначала встречается с одной стороной в закрытой комнате, затем — с другой. Так он выясняет, чего каждая из них хочет, и принимает меры к примирению. Но я представляю, что вы напишете, если выяснится, что сейчас кто-то из судей осуществлял такое примирение. На мой взгляд, делать это должен не судья, его задача — только вынести акт о примирении. Переговорами должен заниматься специальный посредник.

- Реформа нашей судебной системы началась в 1991 г., была продолжена в 2000-2001 гг. и уже, кажется, превратилась в перманентный процесс. Финал виден?

- Реформа началась и закончилась в начале 90-х. Все, что происходило потом, — это реакция общества на то состояние, в которое пришла судебная система. Те изменения, которые в ней сейчас производятся, — это реакция на недостатки, которые стали следствием первоначально задуманной реформы. К тому же ситуация в обществе изменилась, и судебная система не может существовать в изоляции от этих изменений. То, что сейчас предлагается, — это совершенствование судебной системы исходя из новых реалий. Но это не новая реформа, потому что никто не предлагает взять все и сломать.

- Нет ли опасности, что процесс укрепления административной вертикали в судах превратит судью в чиновника? Ведь он теперь вынужден руководствоваться не столько интересами правосудия, сколько мнением тех, кто влияет на его переназначение или привлечение к дисциплинарной ответственности.

- Переназначение может быть проблемой только для вновь назначаемых судей в первые три года их работы. В это время судью могут повторно и не представить на должность. Надо понимать, что, с одной стороны, у нас есть проблема независимости судей, а с другой — нет совершенных механизмов обследования здоровья и социальной адаптации судей. Как определить, пригоден человек для работы судьей или непригоден? Часто, не зная человека, это сделать трудно, и должна быть возможность исправить ошибку. Три года — достаточный срок, после этого проблемы с назначением нет.

"В наших судах за волокиту редко наказывают"

- Судьи жалуются на дисциплинарные взыскания, например, за волокиту.

- В наших судах за волокиту редко наказывают. Подобных дел много в судах общей юрисдикции, но это объяснимо: люди в тюрьме сидят, пока суд рассматривает дело. У нас одного факта волокиты для взыскания недостаточно — мы выясняем, чем она обусловлена. Нарушение сроков рассмотрения дел может быть вызвано тем, что одному судье дают сложные категории дел, а другому — простые. Судейское сообщество сейчас работает над тем, чтобы определить уважительные причины пропуска сроков.

- Есть какие-то критерии "уважительности"?

- Изменение стороной основания и предмета иска в процессе судебного заседания — это уважительная причина? Я думаю — да. Или недостатки уведомления: почта работает все хуже и хуже. У нас сейчас на доставку корреспонденции в пределах Москвы дается три недели! А срок рассмотрения дела в суде — два месяца. Мы хотим, чтобы уважительные причины отражались в статистических данных каждого судьи и позволяли адекватно реагировать на нарушения. Мы исходим еще и из того, что нагрузка очень велика. Когда я в Европе или Америке рассказываю, какое у нас количество дел на судью приходится, они обычно оказываются в состоянии шока.

- Резко снизить нагрузку на арбитражные суды должен был новый порядок взыскания налоговых штрафов — с нового года санкции размером до 50 000 руб. взыскиваются без суда. Уменьшилось ли благодаря этому число судебных дел?

- Уменьшилось. Правда, по статистике за I квартал это еще незаметно. Дело в том, что мы решили не отказываться от рассмотрения дел, по которым постановления были вынесены еще до вступления в действие закона, несмотря на то что до суда они дошли позже. Поэтому на статистику I квартала повлияли материалы конца прошлого года. А по итогам полугодия наверняка будут уже совершенно другие цифры. Если учесть, что до нового года 70% арбитражных дел были административными, а из них 90% составляли дела о взыскании штрафов, может быть очень приличное снижение числа дел. Нагрузка на судью может уменьшиться с 56 до 40-45 дел. Но все равно это гораздо больше, чем в других странах. Например, Верховный суд США рассматривает 50-60 дел в год. А мы в Высшем арбитражном — 300-360.

- Вы решительно выступили против предложения Верховного суда (ВС) о введении административных судов. Почему?

- В их предложении никак не разграничена подведомственность тех или иных дел. Если ВС четко скажет, что вот эта категория административных дел подведомственна судам общей юрисдикции, а вот эта — арбитраж ным судам, то никаких разногласий на эту тему больше быть не может.

- Насколько вообще необходима специализированная административная юстиция?

- В некоторых европейских странах она есть, и она эффективна. Но это не обязательно приводит к защите прав граждан. Эти суды рассматривают дела по упрощенной процедуре, но ускорение процесса обеспечивается за счет уменьшения процессуальных гарантий сторон. Поэтому, когда спорные вопросы решаются чисто административным путем, я бы сказал: да, первенство за административным судом. Но во всех других ситуациях административные суды будут склонны принимать решения, ориентируясь на бюрократическую целесообразность.

"Если сосредоточить все суды в Санкт-Петербурге, это благотворно повлияет на него"

- Сейчас много говорится о прозрачности судов: и в здания обещают без пропусков пускать, и решения в Интернете публиковать. Как будет определена граница прозрачности, например, когда речь идет о коммерческой тайне?

- О коммерческой тайне сторона должна сама заявить. Тогда по мотивированному акту судьи данные, содержащие коммерческую тайну, раскрываться не будут. Но при этом судья должен засекречивать не все сведения, а только те фрагменты, которые действительно являются коммерческой тайной сторон. В делах, где публика допускается на открытое судебное заседание, вообще не должно быть никаких секретов. Задача в том, чтобы на это была настроена работа всех судов, чтобы за нее со всех сотрудников аппарата спрашивали строго. Пока, могу сказать откровенно, такого нет ни у нас, ни в судах общей юрисдикции.
Мы уже начали публиковать на нашем сайте информацию по всем делам, которые передаются в Президиум, в том числе и графические копии судебных актов нижестоящих судов. Думаю, презентация нового проекта состоится в мае. Но и это стоило определенных усилий — не всем судьям нравится, когда становится известно, что они вынесли дело на президиум, а им отказали.

- Судьям разрешается давать пояснения, комментировать собственные решения?

- После того как решение вынесено, к этому нет никаких препятствий. Многие сами не очень хотят давать разъяснения по сути принятых решений. Но я не только не запрещаю — я всячески побуждаю их к тому, чтобы они высказывались по тем или иным делам!

- Как вы оцениваете перспективу переезда Конституционного суда в Санкт-Петербург?

- Положительно. Так работают суды во многих европейских странах. Если вы любите играть в такую компьютерную игру, как "Цивилизация", то, конечно, знаете, что по правилам сам факт наличия суда в городе означает, что экономические отношения в нем улучшаются и оздоравливаются, а город начинает активнее развиваться.

- Вначале планировался переезд не только Конституционного суда, а всех трех высших судов. Вам нравится идея организовать в Санкт-Петербурге судебную столицу?

- Ничего плохого в этом я не вижу. Если сосредоточить все суды в Санкт-Петербурге, это благотворно повлияет на него, а я патриот города, в котором родился. Вопрос лишь в техническом воплощении этой идеи. Нужно очень много сделать в Санкт-Петербурге, чтобы такая возможность появилась. Сейчас она физически отсутствует. Там с начала 90-х интенсивно шла приватизация недвижимости и в отличие от Москвы очень мало свободных помещений, которые находятся в государственной собственности и для чего-то пригодны.

17.05.2006
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА