Юридически процесс слияний и поглощений может быть оформлен в форме:
1)реорганизации;
2)ликвидации предприятия с передачей его активов поглощающей компании;
3)включения предприятия в группу холдинговых компаний.
В первом случае активы и обязательства двух различных предприятий образуют одну компанию (одно юридическое лицо). Во втором случае, лишь изменяется состав участников (акционеров, владельцев) компании, включённой в холдинг.
Мы рассмотрим налоговые последствия различных форм слияний и поглощений.
Слияние и поглощение компаний в процессе реорганизации
Реорганизация действующих юридических лиц, влекущая за собой объединение их активов и обязательств в рамках одной компании, может осуществляться в форме присоединения одного юридического лица к другому или в форме слияния двух ранее существовавших организаций в одну.
В первом случае присоединяющаяся компания ликвидируется, с передачей активов, имущества, прав и обязательств к правопреемнику. Правопреемник же, т.е. та компания, которая присоединяет другую, продолжает свою деятельность, но уже на базе не только собственных активов, но и на базе активов присоединённой компании, и рассчитываясь не только по своим обязательствам, но и по обязательствам присоединённой компании.
При слиянии организаций оба участника сделки по реорганизации ликвидируются с передачей их прав и обязанностей вновь создаваемому юридическому лицу.
Налоговые аспекты реорганизации компаний
Передача обязательств в процесс присоединения и слияния оформляется передаточным актом. В нём указывается, в т.ч. размер неисполненных обязательств по уплате налогов и сборов.
Правопреемник обязан исполнить обязательства реорганизованных компаний по уплате налогов и сборов. При этом, он обязан оплатить:
- все обязательства, выявленные до завершения реорганизации, и указанные в передаточном акте, в т.ч. обязательства по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства;
- обязательства по уплате налогов и сборов, выявленные налоговыми органами после завершения реорганизации, а также пеней за их несвоевременную уплату.
При этом, налоговые органы не вправе требовать от правопреемника уплаты санкций, наложенных после завершения реорганизации, за нарушения, допущенные правопредшественником до её завершения.
Таким образом, присоединяя компанию или сливаясь с ней можно не опасаться возникновения обязательств по уплате санкций за допущенные ими до реорганизации нарушения налогового законодательства. Однако, санкции, как правило, это несущественная часть налоговых обязательств (10-20%, в редких случаях 40% от неуплаченной суммы налога). Гораздо больший размер сумм взыскивается налоговыми органами по обязательствам, связанным с уплатой налогов и пеней. Как уже было сказано, эти обязательства подлежат исполнению налогоплательщиком независимо от того, когда будет установлен факт недоплаты налогов: до завершения реорганизации или после её завершения.
Поэтому, разумный подход к приобретению компании путём её присоединения или слияния предполагает инвентаризацию налоговых обязательств компаний. При этом, производится контроль за правильностью определения размера налогов присоединяемой компании за тот период, который доступен для проверки налоговым органам. Это три предшествующих календарных года и текущий год.
Из этого периода нвентаризировать имело бы смысл только те периоды, которые не были проверены ещё налоговыми органами, однако, российское законодательство позволяет провести повторную проверку по уже проверенным налоговым периодам в связи с реорганизацией. Поэтому, устранение риска выявления новых налоговых обязательств предполагает исследование и тех периодов, которые уже были проверены налоговыми органами.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
-
2 июляУчебно-практический курс
- Госдума России приняла закон о повышении НДПИ на золото
- Правительство РФ утвердило постановление о создании ФГИС состояния окружающей среды
- Правительство РФ утвердило обновлённое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 г.
- Правительство РФ утвердило программу мер по борьбе с картелями
- Правительство РФ направит 1 млрд руб. на программу социальной газификации
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Финская Fortum инициировала разбирательство против России
- Территориальные органы ФАС России возбудили дела в отношении структур "ЛУКОЙЛа" по признакам нарушения антимонопольного законодательства
- Верховный Суд встал на сторону ЗАО "Косьвинский камень" в споре с ФНС по размеру НДПИ
- П. Сниккарс: Задача Минэнерго — обеспечить надёжное и качественное энергоснабжение потребителей Дальнего Востока, не делая акцент на определённом виде генерации
- А. Козлов: Прирост запасов дефицитного сырья и обеспечение суверенитета страны
- Россия и Индия намерены развивать сотрудничество по вопросам геологии и охраны окружающей среды
- АЛРОСА и Альфа-Банк запустили первый финансовый инструмент "Цифровые караты"
- "РН-Уватнефтегаз" запустил в промышленную эксплуатацию Северо-Немчиновское месторождение
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"
- Алексей Овечкин возглавил ООО "Газпром недра"
- Александр Колбин — новый заместитель генерального директора ПАО "Т Плюс"
- Ответственный за российский регион управленец Wintershall Dea уйдет с поста