Внимание!!!
Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43
Власти Иркутской области выступили с заявлением по поводу прокладки нефтепровода ВСТО
16.03.2006
Председатель Законодательного собрания Виктор Круглов и губернатор Иркутской области Александр Тишанин сделали совместное заявление по поводу прокладки нефтепровода к Тихому океану через прибрежную зону Байкала. В заявлении распространенном пресс-службой Законодательного собрания Иркутской области говорится, что "сегодня ситуация вокруг строительства нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" становится критической. Под угрозой национальное достояние России, объект мирового наследия — озеро Байкал. Мы считаем, что голос жителей Прибайкалья должен быть услышан. Наш край уже не в первый раз становится полигоном для экологических экспериментов. Жителям Иркутской области хорошо известны примеры, когда уникальные природные комплексы приносились в жертву сиюминутной выгоде. Однако, каждый раз оказывалось, что выгода эта эфемерна, а последствия таких экспериментов — катастрофичны. Говорят, природа не храм, а мастерская. Но и в мастерской человек должен чувствовать себя не временщиком, не поденщиком, а мудрым, рачительным хозяином. Никакие экономические и финансовые аргументы в пользу строительства трубы не должны быть главными, когда речь идет о будущем мировой жемчужины — озера Байкал. Никакая "умная труба", о которой так много говорилось на презентациях проекта, не может полностью исключить опасность попадания нефтепродуктов в Байкал. Последствия же такого события будут иметь необратимый характер. Трасса нефтепровода на протяжении более 100 км проходит по береговой линии озера Байкал в непосредственной близости от его акватории, всего в 500-700 метрах. С учетом высокой сейсмичности этого района нефтепровод станет дамокловым мечом, нависшим над северным побережьем Байкала. По оценкам авторитетных ученых и экспертов при возможных повреждениях трубы около 3 тысяч тонн нефти может достичь озера всего за 20 минут, в то время, как разработчики проекта определяют время локализации аварии в течение двух с лишним часов. Существует альтернативные варианты трассы нефтепровода. Ученые, например, предлагают маршрут вдоль реки Лена ( Усть-Кут — Киренск — Ленск) с выходом на БАМ, т.е. в обход Байкальской гряды по территории Сибирской платформы, с гораздо более низкой сейсмичностью и, соответственно, существенным удешевлением строительства, несмотря на некоторое удлинение трассы. Кроме того, последний вариант привлекает к освоению северные территории Иркутской области и южные районы Республики Саха (Якутия). Миллиардные инвестиции, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест очень важны для Иркутской области. Но не ценой чистоты нашего озера. Байкал для многих поколений — непреходящая ценность, источник нравственной силы его жителей. Байкал — это то, что объединяет нас сегодня. Считаем недопустимым манипулирование государственной экологической экспертизой. Она должна быть высшей независимой инстанцией, гарантирующей право граждан России на достоверную информацию о состоянии природной среды и факторах, ведущих к ее ухудшению. Однако, при подготовке заключения по проекту нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" не были соблюдены важнейшие принципы, заложенные в Федеральном Законе "Об экологической экспертизе": презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учет общественного мнения. Объективный анализ экологических рисков был подменен лоббированием нужного решения с использованием всех инструментов административного давления. В результате принято решение, которое не учитывает мнение населения жителей области, авторитетных ученых, деятелей культуры, резко протестовавших не против трубопровода вообще, а против той опасности, которую таит себе предложенный вариант его прокладки. В сентябре прошлого года на общественных слушаниях по презентации нового маршрута трубопровода, которые проводила в Иркутске компания "Транснефть", ученые и экологи высказали резко отрицательное отношение к предстоящему строительству. Тогда предлагалось вернуться к существовавшему ранее северному варианту. Мы не против строительства, как такового. Нефтепровод может и должен быть построен, но без ущерба уникальным и уязвимым природным объектам, главный из которых — мировая жемчужина - озеро Байкал. Не сомневаемся, что разработчики маршрута смогут найти компромиссный вариант прокладки трубы. Возможно, это будет дороже и займет больше времени. Но при этом мы не поступимся главным — будущим наших детей, которым предстоит жить в Прибайкалье!"