В то же время Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг российской нефтяной компании ОАО "Газпром нефть" (76% акций которой принадлежит ОАО "Газпром") на уровне "ВВ+" и рейтинг по национальной шкале на уровне "ruAA+". Прогноз рейтинга ≈ "Позитивный".
Как сообщает Standard & Poor's, все рейтинги были исключены из списка CreditWatch, куда они были помещены 16 ноября 2006 г. вместе с рейтингами ряда других российских государственных компаний. "Повышение рейтингов "Газпрома" отражает неизменную оценку собственных характеристик кредитоспособности компании на уровне "ВВ+" и повышение надбавки за поддержку государства в чрезвычайной ситуации с одной до двух ступеней", ≈ отметила кредитный аналитик Standard & Poor's Елена Ананькина.
По нашему мнению, заинтересованность государства в поддержке компании обусловлена следующими основными факторами:
- "Газпром" играет важную роль в экономической политике, обеспечивая около 41% совокупного энергетического баланса страны газом по очень низким регулируемым ценам.
- "Газпром" обеспечивает около 14% налоговых доходов федерального бюджета и около 13% экспорта (включая весь экспорт газа).
- "Газпром" пользуется широким доступом к международным финансовым рынкам, так что дефолт компании был бы чувствительным для правительства с точки зрения репутационного риска.
- По мере того, как Россия ставит в качестве одного из приоритетов усиление контроля государства над природными ресурсами, правительство демонстрирует все более четкое намерение оказывать поддержку "Газпрому" ≈ как в ходе обычной деятельности компании (за счет доступа к прибыльным возможностям расширения бизнеса или за счет ликвидности контролируемых государством финансовых институтов) или теоретически ≈ за счет чрезвычайных шагов. "Газпром" ≈ один из ключевых инструментов правительства в сфере приобретения контроля над стратегическими активами и проектами; компания играет все более важную роль в международной политике России.
Способность правительства оказать поддержку обусловлена значительными запасами ликвидности и растущими масштабами контролируемых государством банков, которые теоретически могли бы быть использованы для поддержки ликвидности "Газпрома", если этого нельзя будет сделать обычными рыночными методами.
Мы по-прежнему используем подход "снизу вверх" для определения рейтинга "Газпрома" и сохраняем разницу между рейтингами компании и Российской Федерации, учитывая позицию "Газпрома" в качестве преимущественно коммерческой структуры, где государству принадлежит лишь немногим более 50% акций (50,002%), а также учитывая значительный объем обязательств "Газпрома" по сравнению с размерами экономики страны. По состоянию на 31 марта 2006 г. долг на балансе "Газпрома" составлял 30,6 млрд долл., забалансовые гарантии ≈ $1,5 млрд, обязательства в рамках пенсионной программы ≈ $6,6 млрд, а обязательства по охране окружающей среды ≈ $600 млн, тогда как запасы денежных средств и ликвидных активов ≈ $9,3 млрд.
Собственные характеристики кредитоспособности "Газпрома", которые мы оцениваем на уровне "ВВ+", включают позитивные и негативные стороны влияния государства, в том числе широкие возможности доступа к новым возможностям бизнеса, но также обременительные социальные и инвестиционные мандаты, в частности чрезвычайно низкие цены на газ и аппетиты в сфере приобретений стратегических активов за счет наращивания долга.
В основе рейтинга "Газпром нефти" подход "сверху вниз" по отношению к рейтингу материнской компании; рейтинг "Газпром нефти" находится на две ступени ниже рейтинга "Газпрома", тогда как раньше разница составляла одну ступень.
"В настоящее время "Газпром нефть" менее значима для государства, чем его материнская компания, поэтому мы полагаем, что государственная поддержка отнюдь не обязательно будет в полной мере распространяться на дочернюю нефтяную компанию "Газпрома", ≈ добавила Елена Ананькина.
Положение "Газпром нефти" в качестве ключевой, стратегически важной нефтяной дочерней структуры "Газпрома", а также то обстоятельство, что компания, скорее всего, подпадает под определение кросс-дефолта по еврооблигациям "Газпрома", увеличивает экономическую заинтересованность "Газпрома" в оказании ей должной поддержки в случае необходимости.
"Дальнейшая эволюция рейтинга "Газпрома" будет во многом зависеть от текущей и чрезвычайной поддержки государства, учитывая все более политизированный процесс принятия решений в отношении новых проектов, приобретений активов и экспорта газа, а также в отношении роста цен на газ в России", ≈ добавила г-жа Ананькина.
Standard & Poor's продолжит мониторинг энергетической политики России и склонности государства поддерживать политически, экономически и социально важные компании, такие как "Газпром" (как за счет его собственных запасов ликвидности, так и за счет близких к государству банков), а также создавать четкие механизмы оказания подобной поддержки в будущем. Очень крупные приобретения активов, финансируемые за счет долга, могут оказать негативное влияние на рейтинг, если риски не будут уравновешены ростом поддержки государства.
"Прогноз "Позитивный" отражает наше ожидание, что рейтинг может быть повышен, если "Газпром" выкупит миноритарный пакет "Газпром нефти", что вполне возможно в ходе ликвидации "ЮКОСа", и по мере того, как "Газпром нефть" будет все теснее интегрироваться в группу "Газпрома", ≈ пояснила г-жа Ананькина. ≈ Останется ли в итоге какая-либо разница между рейтингами "Газпрома" и "Газпром нефти" или рейтинг дочерней компании будет приравнен к рейтингу "Газпрома", будет также зависеть от положения кредиторов дочерней структуры относительно кредиторов материнской компании".
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
<< | Ноябрь, 2006 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента