Россия - одиннадцатое государство среди отрейтингованных Standard & Poor's, которое перешло из спекулятивной в инвестиционную категорию.
"Повышение рейтингов отражает недавнее значительное улучшение показателей государственной задолженности и внешней ликвидности, - отметила кредитный аналитик Standard & Poor's Хелена Хессел. - Эти улучшения столь значительны, что они уравновешивают серьезный и возрастающий политический риск, который по-прежнему остается ключевым ограничительным фактором рейтинга в России".
Государственный сектор в России стал нетто-кредитором к концу 2004 г., с чистыми внешними активами, составившими 11% текущих доходов платежного баланса, - и это по сравнению с тем, что на конец 2003 г. он был нетто-должником с объемом задолженности более 17% от текущих доходов.
"Тот факт, что российское правительство стало внешним нетто-кредитором к концу прошлого года, - важнейший фактор рейтингового анализа в контексте серьезных политических, институциональных и структурных проблем, с которыми сталкивается страна, - подчеркнула Хелена Хессел. - В этом смысле финансовая гибкость, доступная правительству, перевешивает эти риски", - добавила она.
Ожидается, что недавно достигнутая правительством позиция внешнего нетто-кредитора еще более укрепится в ближайшие два года, с активами расширенного правительства более 22% текущих доходов на конец 2005 г. и 35% к концу 2007 г. Общий размер обслуживания внешнего долга расширенного правительства насчитывает 13,6 млрд долл. в 2005 г. и менее 12 млрд долл. в 2006-м и 2007 г. Это вполне сопоставимо с 18,8 млрд долл. активов, аккумулированных в Стабилизационном фонде к концу 2004 г., и вероятным увеличением этих активов в следующие три года, а также высоким уровнем золотовалютных резервов (118 млрд долл. на конец 2004 г.) Центрального банка России. С учетом по-прежнему высоких в перспективе цен на нефть позиция России в налогово-бюджетной сфере остается сильной, в то время как внешняя ликвидность будет улучшаться и дальше, уравновешивая быстрый рост внешнего долга частного сектора.
Standard & Poor's отметило, что в прошлом году политическая неопределенность в России усилилась, в то время как процесс реформирования замедлился, ограничивая политическую предсказуемость.
"Немногие реформы были успешно осуществлены в 2004 г.; попытки провести судебную и административную реформу не были эффективными; реформа электроэнергетики замедлена; реформирование "Газпрома" (ВВ-/Watch Развивающийся/ -) приостановлено", - добавила Хелена Хессел.
Standard & Poor's отметило, что прогноз "Стабильный" по рейтингам Российской Федерации учитывает неопределенные в среднесрочном периоде перспективы уменьшения политического риска и в то же время сильную позицию правительства в финансовой сфере, столь же сильные позиции в сфере ликвидности и хорошие перспективы роста - на 4-5% в среднем - в среднесрочной перспективе.
Улучшению кредитоспособности Российской Федерации могли бы способствовать улучшения в политической сфере и возобновление процесса реформирования.
Наоборот, дальнейшее значительное ухудшение политической ситуации одновременно с необоснованными решениями в области экономической политики в России могли бы радикально поколебать доверие инвесторов и привести к увеличению оттока частного капитала за границу. Это ослабило бы потенциальный рост российской экономики и ее нынешние сильные позиции в сфере ликвидности так же, как и ситуацию с государственной задолженностью, что могло бы негативно повлиять на суверенные рейтинги через какое-то время.
"Тем не менее потенциал уменьшения способности правительства России обслуживать свой долг в среднесрочной перспективе ограничен, так как правительство аккумулировало значительные резервы в фондах с тем, чтобы справиться с ситуацией в случае резкого падения цен на нефть (до 20 долларов за баррель), а также возможных политических или экономических неопределенностей в ближайшем будущем", - заключила Хелена Хессел.
-
19 апреляПрактический семинар
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
<< | Январь, 2005 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента